Описание легендарной породы битюгов

В России всегда было развито сельское хозяйство, поэтому лошади требовались больше не для развлечения, а для работы. Ценились спокойные трудолюбивые кони. Лошадь битюг — один из ярких примеров. Многие уверены, что их использовали еще богатыри. К сожалению, эта порода вымерла.

лошадь битюг

Происхождение

Битюг имеет сложную и не до конца известную историю. Насчет родословной тоже ведутся споры. Известно, что первыми предками были степные кони. Постепенно их скрещивали с другими родословными. Считают, что окончательный вид битюги приобрели в XVIII веке в Воронежской области. Название породе лошадей дали примерно в это время. Битюг — река, левый приток Дона. На ее берегу размещался конезавод.

Порода была популярна еще до Петра I, при котором ее пытались усовершенствовать. Кобыл скрещивали с иностранными жеребцами тяжеловозных разновидностей. Среди них были клейдесдали, брабанты.

Позже в генетический котел добавили кровь рысаков. По одной из версий, селекцией занимался сам Орлов. Получается, граф приложил руку не только к выведению знаменитых рысаков. Битюгов он скрещивал со своими орловцами на Хреновском конезаводе. Обе породы имеют явные общие черты.

Описание

Сохранилось много информации о битюгах, изображения представителей этой уже исчезнувшей родословной. Выглядели они так:

  • Крупное пропорциональное тело.
  • Рост — до 178 см. Позже, после селекции он стал меньше — 150–165.
  • Длинное туловище с прямой спиной.
  • Широкая грудь.
  • Развитая шея.
  • Прямые, сухие ноги с плоскими, крепкими копытами.
  • Длинная грива, волнистый хвост.
  • Развитые, красивые щетки на ногах. Они защищали от мелких повреждений, и царапин, зимой — от снега.
  • Как правило, встречалась гнедая или серая масть. Были и рыжие, пегие особи.

описание породы битюг

Чтобы представить, как примерно выглядели битюги, достаточно взглянуть на известную картину «Богатыри» Васнецова. Действительно, проще совершать подвиги именно на таких конях. Лошади обладали огромной силой, крайней выносливостью и скоростью:

  1. Стандартное отягощение — около 800 кг. Обычное расстояние — 80 верст или примерно 85 км. Известен случай, когда конь перевез груз весом почти в 4 тонны (230 пудов).
  2. Эту тяжелоупряжную породу использовали пожарные. Подтверждают это записи московского полицмейстера Огарева, увлекавшегося лошадьми и подбиравшего животных. У каждой из пожарных частей кони были определенной масти, окраса. Они перевозили людей, большую бочку и оснащение общим весом минимум две тонны. Везти нужно было очень быстро, во весь опор. Битюги хорошо справлялись с этой работой.

В народных сказках кони-помощники тоже напоминают тяжеловозов. Например, Сивка Бурка. Битюги обладали почти сказочными способностями. Это касается не только силы — они были спокойны, добры и послушны. Кони отличались выносливостью и малой прихотливостью в уходе, еде.

В прошлом отношение людей к своим животным было особым. На лошадях, коровах и других держался семейный бюджет — они «кормили», выручали крестьян. Приобретение было большим вложением, а потеря — страшным ударом по кошельку.

Поэтому в сказках битюг всегда выступал в роли верного друга, защитника и помощника. Это неудивительно, особенно учитывая его огромные возможности и добрый характер. Не обделили битюга вниманием и современные мультипликаторы. Это Бурушка из картины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Известно, что для военных целей подходят храбрые и горячие лошади верховых родословных. Битюг — явный тяжеловоз, который не годился для стремительной атаки. Однако породы смешивают и совершенствуют. Еще в древности битюг получил воинственную жилку. Привычные спокойствие и добродушие на время исчезали.

Битюгов использовали как верховых. Однако главное их назначение — тяжелые работы, упряжка, гужевые перевозки. Активно применяли в сельском хозяйстве, потом — в промышленном деле. Эти кони выполняли долгую, рутинную работу.

тяжеловоз на прогулке

Причины сокращения и исчезновения породы

Ближе к концу XIX века битюги уже переживали кризис. Скорее всего, причинами этого стали:

  1. Плохая селекционная работа или ее отсутствие. C середины XIX века представителей породы скрещивали с английскими тяжеловозами и крестьянскими рысаками. Появились изменения во внешности. Ухудшились выносливость и неприхотливость.
  2. Дефицит корма. Степи распахивали, коней переводили в хлев. Солома, отруби, жмых были слишком скудной едой для такой крупной и работящей лошади. Возможно, эта причина совпала по времени с предыдущей.
  3. Гражданская война 1918–1922 гг. В такой же ситуации оказалась, например, стрелецкая разновидность. Войны внутри страны — обычная причина вымирания пород, особенно лошадиных. Во время потрясений, упадка не до селекции. Кроме того, лошади — прямые участники сражений того периода. Они делили с людьми и другие тяготы: голод, работу на износ.

Для восстановления поголовья в 1922 году начала работу специальная комиссия. Был организован рассадник племенных битюгов, находившийся в Воронежской области. Но работу не удалось завершить — помешала эпидемия сапа в 1925 году, из-за которой порода исчезла.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

После неудачи селекционеры пытались сохранить то, что осталось от генофонда. Стране по-прежнему нужны были сильные кони для сельского хозяйства. Последних богатырских лошадей успели скрестить с рысаками — орловцами. Выбирали самых массивных жеребцов, например, Брута и Зверобоя. Кроме того, использовали тяжеловозов. Получилась воронежская упряжная порода.

Этих коней впервые показали в 1939 году на выставке. Они представляли собой нечто среднее между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. Выносливость и неприхотливость битюга сохранялись.

Внешнее сходство тоже было заметным:

  • длинное, мощное, пропорциональное тело;
  • узнаваемые щетки на ногах.

воронежская упряжная

Воронежских упряжных лошадей сразу оценили в колхозах. Порода быстро получила распространение. Однако всего через два года началась Великая Отечественная война. Воронежские кони чуть было не повторили судьбу битюгов.

В этот раз породу удалось сохранить. После Победы поголовье восстановили. Дальше этих лошадей ждала селекция. Их качества улучшали.

Воронежская упряжная порода «возила воду и воеводу». Она стала универсальной благодаря таким достоинствам:

  • воронежцы крупнее, мощнее рысаков, но подвижнее и темпераментнее тяжеловозов;
  • работоспособность и покладистость;
  • устойчивая передача своих генов;
  • красивая внешность;
  • хороший ход, удобство езды.

В Великую Отечественную воронежских лошадей использовали в сельском хозяйстве и на транспорте. Не делалось исключений и для производителей. Кони довольствовались скудной едой и выполняли огромную работу. Их физическое состояние оставалось неплохим.

После Победы условия улучшились. Лошадей тренировали. Например, уже в 1950 году жеребец по кличке Актер пробежал 2 км за 4 минуты и 40 секунд. При этом он вез 800 кг. Животные показывали результаты, достойные своих былинных предков. Были даже предложения вернуть название «битюг».

В 1953 году коневодство было запущено. Это коснулось и воронежской упряжной породы — уже к началу 60-х профессиональных центров почти не осталось.

Битюг помогал русскому человеку в труде и на войне. Это верное животное стало почти сказочным. Сейчас богатырский конь живет только в народной памяти. Но в некоторых из современных лошадей еще осталось немного его крови.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий