Как запрягать лошадь в телегу

Телега когда-то была главным грузовым транспортом. Сегодня такие перевозки — редкость. О том, как запрячь лошадь, вряд ли расскажет кто-то из городских жителей. Зато для фермеров, людей из сельской местности или любителей вопрос по-прежнему актуален.

лошадь в телеге

Из чего состоит упряжь

Есть много принадлежностей, необходимых для подготовки коня к грузовой работе. Их набор зависит от способа запряжки. Некоторые элементы берут всегда, другие — нет. Чтобы запрячь коня, потребуется:

  1. Узда. Надевается на голову, состоит из нескольких частей. В рот лошади (на изгиб) вставляют металлический стержень с кольцами, по бокам — удила. Ниже подбородка проходит специальный ремень. Чтобы уздечка держалась, нужно оголовье. Это два ремня: затылочный и перед ушами. Под оголовьем проходит еще подбородочный. Это самая распространенная конструкция, но есть и другие. Уздечки на лошадей бывают четырех размеров.
  2. Хомут — связующее звено между животным и экипажем. Передает лошадиную силу, служит амортизатором — уменьшает вибрации при тряске. Прилегает плотно, но не должен мешать, натирать. Включает два элемента — клещи, выполненные из дерева и соединенные вверху. Хомут надевают через голову. Нижние части клещей раздвигают, а потом соединяют супонью. Под этой частью сбруи расположена мягкая, упругая подкладка. Вес конструкции — 6–9 кг.
  3. Шлея. Представляет набор ремней, удерживающих хомут при сильных движениях — остановке, беге. Круговой ремень охватывает корпус и соединяется с клещами. Наспинный расположен вдоль туловища. Боковые находятся между шеей и оглоблями. Откосные и поперечные фиксируют основные ремни на туловище.
  4. Оглобли — направляющие. Это две тонкие длинные жерди или трубки по бокам лошади, соединяющие хомут с повозкой. Если требуется запрячь несколько коней, используют дышло. Это одиночная оглобля, расположенная между лошадьми. Дышло и оглобли вместе с хомутом «передают силу» животных повозке.
  5. Дуга. Скрепляет хомут и оглобли. Еще один амортизатор. Кроме того, дуга мешает клещам сильно сдавливать шею.
  6. Гуж — прочные ременные петли. Приспособление соединяет хомут и оглобли. Расположено в районе дуги. Нужно регулировать длину гужа, чтобы оглобли не отклонялись в сторону.
  7. Седелка. Фиксирует дугу и оглобли. Передает часть нагрузки на спину, снимая ее с шеи. Для работы важны форма и размер. Если холка высокая, то подходит стоячая седелка. При низкой берут лежачую.
  8. Подпруга. Фиксирует седелку на спине. Это большой ремень из кожи или синтетики с креплениями. Современные образцы учитывают строение тела, имеют подкладку. В подпруге есть небольшие отверстия для прохождения воздуха, предупреждающие появление опрелостей.
  9. Чересседельник. Крепит хомут, оглобли, передает «силовой импульс», снимает напряжение с плеч и шеи. Приспособление проходит через седелку, дальше соединяется концами с оглоблями.
  10. Подбрюшник — ремень на животе. Соединяется с чересседельником через кольцо. Находится чуть ниже подпруги, фиксируется на оглоблях. Оберегает спину, холку от травм: ударов дугой, хомутом, что важно при быстром движении.
  11. Вожжи — небольшие прочные и легкие ремни для управления. Делаются, как правило, из кожи. Соединяются с кольцами на гуже и удилах. Вожжи не нужно путать с поводьями. Те и другие определяют направление, задают темп. С их помощью осаживают, поворачивают. Повод намного короче, используется всадниками. С вожжами обращаются свободнее, ими «стимулируют»: встряхивают, хлопают по крупу. Делать то же с поводьями, значит больно и много раз бить животное по зубам металлическим стержнем — удилами. Поэтому всадники применяют их только для управления, но не для раззадоривания. Подбадривают верховую лошадь руками на холке. Вообще, у всадника четыре средства управления: шенкеля, движения корпусом, поводья, хлыст. Если конь находится в упряжке, их только два: вожжи и кнут. Иногда используют голос.
  12. Нашильник. Ремень от хомута или нагрудника к дышлу. Важен при движении под гору, поскольку тормозит, удерживает лошадь.
  13. Постромки — две веревки или ремни. Передают тягу от хомута к телеге. Крепятся к передней части повозки (ваге) с помощью валька. Последний представляет собой брусок длиной около 8 см. Он крепится к ваге с помощью обоймы в центре. По бокам валька — два крючка, на которые надевают петли постромок.
  14. Нагрудник. Широкий ремень с кольцами используют, вместо хомута. Если хомут подбирают по размеру, то нагрудник подгоняют с помощью пряжек. Изготавливают из двухслойной кожи. С обеих сторон крепят постромки. Ширина и прочность зависят от нагрузок.

элементы конной упряжки

Как запрягать лошадь

Есть несколько способов снаряжения в дорогу. Как запрячь лошадь в телегу или экипаж, определяют с учетом возможностей животных, своих умений, потребностей. К видам упряжи относят:

  • одноконную;
  • из двух лошадей;
  • тройку;
  • состоящую из 4-5 коней.

В двух последних случаях запрячь животных самостоятельно бывает сложно. Вряд ли это получится сделать в одиночку, особенно без опыта. При использовании нескольких лошадей, одна из них является коренной, другие — пристяжными. Первая несет основную нагрузку, остальные помогают. Выносные кони — те, что бегут перед коренными.

В каретах раньше использовали 4-5 лошадей. Как правило, коренных — двое, остальные — выносные. В квадриге все кони бегут в один ряд.

Известны и другие виды упряжек, например:

  • в Европе берут по шесть или восемь коней;
  • по целям выделяют транспортные, выездные варианты;
  • с дугой или без нее.

Есть еще одно деление — в зависимости от используемых приспособлений:

  • постромочная;
  • постромочно-дышловая;
  • оглобельно-постромочная;
  • оглобельно-дуговая;
  • смешанная.

В любом из этих пяти видов применяют особый способ крепления снаряжения. Объясняется это целями, удобством для конкретной работы или культурными особенностями.

Оглобельно-дуговая запряжка

Популярная классификация, называемая русской. В Европе вариант почти не применяется. У нас используется для традиционной телеги с одной лошадью.

оглобельно-дуговая упряжка

В устройство здесь входит дуга. Она помогает правильно держаться клещам, увеличивает работоспособность животных.

Запрягать лошадь подобным способом принято, в основном, при перевозке грузов. Рабочий вес упряжки — до 500–700 кг. Отдельные части снаряжения желательно подбирать под конституцию тела и другие особенности животного. Так удается избежать травм, повысить работоспособность.

Постромочно-дышловая запряжка

Способ популярен в сельском хозяйстве. Для постромочно-дышловой упряжки берут уже двух лошадей. Чтобы их запрячь, требуется дышло — только одна оглобля, расположенная между животными. Каждая из лошадей пристегивается к нему.

Подобная упряжка отличается безопасностью и удобством, хороша на резких спусках. Повышается и работоспособность коней. Однако чтобы получить все эти плюсы, придется качественно запрягать лошадь. Нужно не перетягивать крепления, чтобы конструкцию не перекосило.

Постромочно-дышловая запряжка

Постромочная запряжка

Распространенный вариант для нужд села или фермерства. Оглоблей, дуги в конструкции нет. Наиболее простой, удобный вариант для хозяина, чтобы запрячь коня. Для животных все не так однозначно. На резких спусках они чаще получают травмы из-за того, что не могут удержать повозку.

К плюсам относится простота, небольшой вес, благодаря чему уменьшается нагрузка на лошадь.

Способ называют еще «пристяжкой». Используют не только для телеги или экипажа, но и для крепления бороны или плуга.

Правила запряжки

Перед надеванием амуниции проверяют ее целостность. Если часть снаряжения неисправна, сбрую придется менять, ремонтировать. Могут порваться или ослабнуть ремни, случаются и другие «сюрпризы». В итоге животные получают травмы. Есть еще пара подготовительных правил перед запряжкой:

  1. Осматривают повозку, смазывают колеса. Неисправная телега проще переворачивается при толчках. Если все правильно, лошади легче везти груз.
  2. Перед тем, как запрячь, осматривают коня. Нужно выяснить самочувствие и настроение. При беспокойстве лучше отложить поездку. Проверяют состояние кожи. Если питомцу неприятны прикосновения, значит, есть нарушения здоровья.

запряженный конь

На правила влияет вид упряжки. Для оглобельно-дуговой они — следующие:

  1. Хомут выбирают в каждом случае отдельно. Он должен хорошо прилегать к телу. Если хомут велик, его сужают — нашивают с внутренней части войлок. Слишком маленький не используют.
  2. Если седелки нет, то чересседельник не берут, чтобы ремень не травмировал кожу.
  3. Сначала надевают узду. В холодное время металлические части (удила) греют, например, в руках. Иначе у лошади повреждаются слизистые ткани.
  4. В правую руку берут седелку с чересседельником. Надевают на спину, сначала ближе к холке. Затем поправляют шерсть, двигают до нужного положения. Переднюю часть седелки располагают выше холки, зад находится возле 9–15 ребра. Шлея — за 10 см от лошадиного локтя.
  5. Закрепляют подпругу. Между конем и шлеей остается расстояние около 4 см.
  6. Хомут переворачивают и надевают. На узком участке шеи его ставят в обычное положение. Надевают шлею на туловище.
  7. Отправляют в оглобли. Концы — в районе гужа.
  8. Правую оглоблю соединяют с чересседельником. Используют для этого петлю седелки. Ту же процедуру проделывают с другой стороны.
  9. Дугу подводят низом под оглоблю слева. Огибают против часовой, петли левого гужа. Дальше дугу — на хомут. Правый конец касается оглобли с этой же стороны. Процедуру проводят справа.
  10. Соединяют супонью хомут внизу. Если не хватает длины гужа, его удлиняют. Иногда хомут сходится, но дуга расположена неправильно. В этом случае гуж делают короче.
  11. Надевают вожжи, которые могут проходить через центр дуги или снаружи.
  12. Проверяют. Правильно, если гуж находится в задней части дуги.
  13. Пробный «запуск» повозки показывает, все ли в порядке.

При постромочно-дышловой запряжке поступают так:

  1. Надевают уздечки, хомуты.
  2. Расставляют лошадей, располагают между ними дышло, надевают на него нашильники. Закрепляют их на нагрудниках с помощью колец.
  3. Надевают постромки.
  4. Пристегивают вожжи.

С постромочным вариантом — проще всего. Сразу накладывают шлею, как при дуговой запряжке. Дальше животное пристегивают к повозке.

Как нужно распрягать коня

Снимают амуницию тоже по определенным правилам. Сначала разгружают повозку и дают запряженной лошади отдохнуть, походить десять минут. После этого подпруги ослабляют. Если животное выглядит беспокойным или уставшим, дают еще до пятнадцати минут отдыха.

Дальше распрягают. Последовательность действий — такая:

  • вожжи вынимают из колец, бросают;
  • освобождают от подбрюшника и чересседельника, затем — очередь оглобель;
  • распутывают супонь, ослабляют хомут;
  • аккуратно убирают дугу;
  • спускают оглобли, животное выходит из них;
  • избавляются от остальных ремней (шлеи);
  • опрокидывают хомут подкладкой вверх, поднимают;
  • убирают седелку.

Когда конь остается без упряжки, его сразу вытирают от пота. В холодное время накрывают попоной, отводят в конюшню на отдых.

Запрячь лошадь — не так просто. Для начала придется разобраться в амуниции, а затем — попрактиковаться. Когда-то многие люди — крестьяне, военные — умели запрягать коней. Этому можно научиться и сегодня, обратившись за помощью к опытным фермерам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий