10 самых сильных пород тяжеловозов
Тяжеловозные породы считаются одними из самых популярных в мире, несмотря на то, что их представители не так стройны и изящны, как верховые кони. В мире существует около 250 конских пород, 40 из которых относятся к тяжелоупряжным родословным, выведенным для помощи человеку. Лошадь тяжеловоз — сильное животное с могучей шеей, развитыми мускулами и крепкими ногами. Изучая этих коней на фотографиях или видя вживую, люди неизменно восхищаются пропорциональным телосложением и мощью животных.
Описание тяжеловозов
Тяжеловозы — породы крупных лошадей, отличающихся внушительным весом и способностью перевозить грузы на дальние дистанции. Нужда в животных такой массы и роста возникла во времена Средневековья, когда рыцарям, носившим доспехи, необходим был конь, способный выдержать солидный вес. Им стал дестриэ — представитель этой древней породы вырастала до 175–200 см, а масса тела равнялась 800–1000 кг. Однако, несмотря на способность возить на себе рыцаря в обмундировании, дестриэ не могли прыгать и быстро утомлялись.
Согласно мнению историков, дестриэ стали родоначальниками многих ныне живущих пород: першеронов, шайров, брабансонов. Подтверждением этому служат исторические летописи.
Несмотря на то, что внешне тяжеловозы не так грациозны, как арабские скакуны или английские верховые лошади, заводчики ценят эти родословные за следующие характеристики:
- Мягкость аллюра. Из-за внушительной массы лошади не в силах совершать прыжки или выполнять грациозные элементы выездки, зато поступь, рысь и галоп у них мягкие, удобные для наездника. Обусловлено это тем, что при ходьбе тело животного не поднимается высоко, поэтому тряска в седле отсутствует.
- Размеры. При первом взгляде на коня тяжеловозной породы понятно, что эти великаны сильны и выносливы. Кроме того, массивность представителей гарантирует способность выполнять трудную физическую работу.
- Нрав. Несмотря на гигантские размеры, тяжеловозов трудно назвать своенравными и неуправляемыми животными. Представители этих родословных — добродушные создания с мягким характером и природной добротой.
- Неприхотливость. При улучшении тяжеловозов селекционеры делали упор не столько на экстерьер лошадей, сколько на силу, грузоподъемность и приспособляемость к новым условиям. Для проверки заводчики регулярно организовывают испытания, где питомцы соревнуются в силовых состязаниях.
Русские породы тяжелоупряжных лошадей
Формирование тяжеловозных пород в России началось позднее, чем в других странах. К выведению сильных коней русских селекционеров подтолкнуло отсутствие техники для тяжелых сельскохозяйственных работ. Покупка тяжеловозов за границей была дорогим удовольствием, кроме того, привезенные особи медленно привыкали к новому месту обитания, климату и питанию. Путем проб и ошибок были сформированы русские тяжелоупряжные родословные, применяемые в качестве рабочей силы.
Битюг
Битюг — старейшая порода тяжеловозов, которые не дожили до наших дней. Родословная была сформирована для помощи в хозяйстве. Как независимая линия существовала уже в середине XVIII века.
Внешне битюги выглядели как маленькие приземистые лошади — рост не превышал 160 см. Масть представителей — бурая или мышастая, однако попадались тяжеловозы и с другими вариантами окраса. В летописях указывалась грузоподъемность битюгов — кони тягали 230 пудов, что равняется 3749 кг. Потомками животных считаются русские тяжеловозы, в экстерьере которых ясно прослеживаются черты битюгов.
Владимирский
Официально первой родословной тяжелоупряжных лошадей в России считается владимирский тяжеловоз. Несмотря на то, что документально порода признана после окончания ВОВ, помогать людям владимирский грузовой конь стал намного раньше. Родоначальниками линии считаются зарубежные тяжелоупряжные лошади.
Характерные черты:
- массивная голова с выпуклым профилем;
- тело суховатое, с развитыми мускулами;
- обширный круп;
- сильные конечности, обросшие длинной шерстью.
В высоту лошади достигают 165 см, вес доходит до 750 кг. От предков животные унаследовали жизнерадостность, плодовитость и выносливость, поэтому пользуются популярностью у заводчиков.
Советский
Порода советский тяжеловоз получена в результате скрещивания бельгийских и русских коней, признание родословная приобрела в 1952 году. В высоту советские лошади вырастают до 160–170 см, вес составляет 650–800 кг. Характерные черты породной линии:
- голова с прямым профилем;
- мускулистое туловище;
- спина — широкая, иногда провислая;
- раздвоенный круп;
- крепкие конечности.
Масть тяжеловозных лошадей — рыже-чалая, иногда попадаются гнедые особи. Кроме великолепных физических характеристик, советские тяжеловозы выделяются плодовитостью, стойкостью и непритязательностью.
Зарубежные породы
Выведение лошадиных родословных в Европе имеет многовековую историю. Зарубежные породы тяжеловозов распространены по всему миру и используются для улучшения характеристик других линий. Знаменитые шайры, першероны и брабансоны оставили след в генофонде многих тяжелоупряжных лошадей, сформированных позднее.
Першеронская
Першероны — французские красивые тяжеловозы, которых вывели путем скрещивания арабских жеребцов с аборигенными представителями. В результате селекции лошади тяжеловозы породы першерон приобрели изысканную, аристократичную внешность, несмотря на поистине гигантские габариты. В высоту кони вырастают до 170 см, однако среди представителей встречались настоящие исполины — до 2 м в холке.
Першеронов характеризуют:
- серый или вороной окрас шерсти;
- продолговатая шея с плотной гривой;
- сухое телосложение;
- мощные, крепкие конечности;
- длинная спина и большой круп.
Лошади, несмотря на внушительные габариты, выделяются складными и воздушными движениями, а также могут продолжительное время работать без передышки, демонстрируя удивительную стойкость.
Арденские тяжеловозы
Арденские лошади считаются одной из самых древних европейских родословных. Порода формировалась в Арденских горах между Францией и Бельгией и оказала воздействие на другие разновидности, например, на голландского тяжеловоза из Нидерландов.
Высота арденских лошадей — 1,48–1,57 м, вес — 700–900 кг. Внешние характеристики:
- крупная голова с прямым профилем и челкой;
- гибкая шея;
- грудная клетка округлой формы;
- короткая спина, раздвоенный круп;
- крепкие ноги с маленькими щетками.
Несмотря на исполинские габариты, арденский тягач — добродушное создание с мирным характером. Владельцы коней отмечают хорошую обучаемость и подчинение питомцев.
Клейдесдаль
Лошади клейдесдаль были выведены в Шотландии и распространены в Великобритании. Разновидность повлияла на формирование других родословных, в частности, на южно-германскую породу.
Клейдесдаль прекрасно передвигаются шагом и рысью. В высоту жеребцы достигают 1,63–1,83 м, а весят около тонны. Представителям породы присущи такие черты:
- большая голова с прямым профилем;
- массивное туловище с обширной спиной;
- мощные ноги с роскошными фризами.
Масти клейдесдалей — чалая, гнедая, бурая, рыжая, реже попадаются кони с серым окрасом. Для лошадей этой породы тяжеловозов свойственны снежные отметины на голове, брюхе и ногах.
Характер у животных мягкий, покладистый, они легко адаптируются и выносливы, однако требуют хороших условий содержания.
Ирландская
Представители породы ирландский тяжеловоз широко распространены на территории Англии и Ирландии как упряжная или рабочая лошадь из-за следующих преимуществ:
- Многофункциональность — применяются для верховой езды, охоты, вспашки земли и транспортировки тяжестей.
- Скорость — благодаря небольшому весу ирландские кони легко могут передвигаться по труднопроходимой местности.
- Неприхотливость — скакуны этой породы непритязательны в вопросах питания и ухода.
Несмотря на низкий рост (до 1,45 м) и вес, доходящий до 700 кг, ирландские тяжеловозы не уступают по силовым признакам другим родословным. Характерные черты:
- массивная голова с подвижными ушками;
- прямая спина;
- мощный круп.
Масти лошадей могут быть следующими: гнедая, серая, вороная и так далее, иногда тело украшают белоснежные пятна.
Суффолк
Суффольские кони тяжеловозы родом из туманной Англии. От предков — норманнских лошадей — порода получила внушительное телосложение и шерстку с блестящим каштановым оттенком. Высота достигает 1,7 м в холке, а вес — почти тонну.
Экстерьер:
- массивное, крупное тело;
- мясистая шея;
- длинная ровная спина;
- копыта округлой формы.
Шайр
Английская порода лошадей тяжеловозов шайр популярна благодаря выносливости и аристократичной внешности. Предками родословной считаются боевые кони, от которых шайры и получили внушительные размеры. Вес жеребцов доходит до 1,3 тонны, высота в холке — до 1,9 м.
Масть представлена следующими вариантами: гнедая, серая, караковая. Следует отметить, что представители породной линии считаются самыми тяжелыми в мире. Внешние особенности:
- тяжелая голова с широким лбом;
- длинная крепкая шея;
- обширная грудная клетка;
- мускулистый круп.
Бельгийская тяжелоупряжная (брабансон)
Бельгийская тяжелоупряжная, или порода брабансон сформировалась во время Средневековья. Представители родословной частично повлияли на формирование шайров, клейдесдалей и суффольских лошадей.
В высоту бельгийские тяжеловозы достигают 156–170 см, вес колеблется от 800 до 1000 кг.
Характерные особенности:
- большая голова с широкой лобной частью и подвижными ушками;
- широкая и крепкая шея;
- глубокая грудная клетка;
- прямая спина с немного раздвоенным крупом.
Масть тяжеловозов большей частью рыжая, гнедая, вороная или серая. Брабансонов используют в сельском хозяйстве, так как лошади непритязательны, дружелюбны и выносливы.
Самые сильные лошади тяжеловозы
Тяжелоупряжные кони проходят силовые испытания, где проверяется мощь, грузоподъемность и выносливость. В ходе таких состязаний устанавливаются мировые рекорды и выявляются самые сильные лошади. В разные годы это звание заслужили следующие «тяжеловесы»:
- Титул самого сильного жеребца в мире в 1924 г получил шайр Вулкан, который сумел сдвинуть груз весом 47000 кг. Достижение Вулкана зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса.
- В 1983 г два английских тяжеловоза протащили сани по замерзшей дороге с весом в 42000 кг на расстояние 500 м.
- Советский тяжеловоз Форс продемонстрировал небывалую силу, протащив на расстояние 35 м груз весом почти 23 тонны.
Использование
В прежние времена лошади тяжеловозы применялись для транспортировки тяжелых грузов и выполняли сельскохозяйственные работы, верно помогая крестьянам. И хотя в современном мире с техникой и мощным оборудованием надобность в могучих конях отпала, представители тяжелоупряжных пород все равно пользуются популярностью. «Тяжеловесами» гордятся родные страны, лошадей холят и лелеют, стараясь сохранить породные линии.
Сейчас животных используют в следующих целях:
- для перевозки грузов в сельской местности;
- для получения молочной и мясной продукции;
- в качестве артистов цирка и шоу;
- в туризме;
- лучших представителей применяют в племенных работах.
Каждая порода тяжелоупряжных лошадей обладает индивидуальными качествами и хороша по-своему. Несмотря на исполинские размеры, тяжеловозы — добродушные создания, главная цель которых — помогать хозяину, выполняя трудную работу. Поэтому сейчас главной задачей современных селекционеров считается сохранение тяжелоупряжных пород.